Выкройки от любови аксеновой

Если вы хотите подписаться на мою рассылку, то сделать это можно тут

Сегодня  я хочу  дать небольшой (получится ли он небольшим?!) сравнительный анализ популярных в последнее время систем и методик конструирования. Это увеличит ваше общее понимание вопроса и поможет сориентироваться  в том потоке информации, которая существует на сегодняшний день по данной теме.

          Общее данное: все методики конструирования основаны на замерах фигуры. Это понятно, без этого совершенно невозможно. Но подходы к обмерам и к самому построению несколько отличаются друг от друга. Решить вопросы конструирования можно разными путями. Каждая система имеет свои достоинства и недостатки и с каждой можно добиться успеха.  Неся в себе отпечаток личности автора, ее создавщего, каждая система имеет своих поклонников и продолжателей.

Для большего понимания данной темы надо также иметь  рестроспективный взгляд в прошлое. Только в 20 веке вопрос конструирования был  окончательно оформлен в отдельное направление производства одежды.  Раньше крой не был столь четким и ясным, каким он сложился в 20 столетии. Силуэты, особенно женской одежды, во все  предыдущие века  складывались за счет множества складок, драпировок. За исключением некоторых участков, зачастую  форма платья  была абсолютно далека от реальных размеров фигуры, что позволяло создавать ее без предварительного точного расчета в отношении фигуры. Еще в более ранние периоды женский костюм  иногда представлял собой отдельные элементы, которые просто собирались на фигуре перед каждым одеванием: привязывались веревочками, скалывались булавками и пр.

И только с приходом эстетики лаконизма, которым ознаменовалась мода 20 века, костюм стал требовать точных расчетов, четкой посадки на каждой фигуре. Область замеров, расчетов и постороения лекал - выкроек  получила абсолютно техническое название: Конструирование швейных изделий. Название столь мощное, что на сравнение приходят ассоциации с самолетостроением, расчетами космических кораблей или еще что-нибудь подобное.

Да... ощущение того, что нахожусь не меньще, чем в центре управления полетами, не покидало меня, тогда еще студентку на занятиях по конструированию: методички, забитые убористыми формулами, таблицы -толмуды: "размерные признаки для проектирования одежды", строгое подчинение государственным стандартам и т.д и т.п.  Таковой была Единая Методика Конструирования Одежды Центрального Научно Исследовательского Института Швейной Промышленнности ( ЕМКО ЦНИИШП)

Да, все это может быть и нужно для того, чтобы  упорядочить работу швейных производителей, а может быть даже и там не нужно... Я не так много работала в своей жизни на швейном производстве.

Главное было в том, что закончив ВУЗ, я плохо представляла себе как же все таки одеть конкретную живую женщину, чья фигура не вписывается в "Типовые фигуры женщин ГОСТ 178522-72", не смотря на всю толщину этого справочника.

И начался собственный путь исследования, попытки разобраться в более простых изложениях, изучение старых книг, журналов мод. Но самое большие уроки я вынесла из постоянной практики. Многие вещи становятся понятными только в результате собственных  проб. Так что мой вам совет: опереться можно на любую существующую методику - самые большие открытия ждут вас только при вашем собственном творческом ее использовании.

 Сведения о каждой из методик взяты из открытых источников.

 1. Лин Жак. Техника кроя

Изданная  впервые еще в 70-х годах, эта книжка-брошюра величиной с большую тетрадь получила особое распространение в 90-х, после нескольких переизданий. Тираж этой брошюры был очень велик и без преувеличения можно сказать, что, наверно, найдется в доме почти у каждой рукодельницы. Сегодня он так же черезвычайно распространен в рунете, многие страницы  пересказывают эту систему кроя, иногда,  даже не упоминая об авторе(?!).

Вот что было сказано о книге в самой книге:"В популярной форме обобщен опыт конструкторов и модельеров Франции в области проектирования женской одежды  Изложено построение чертежей лекал, описаны принципы выполнения примерки одежды при индивидуальном пошиве, приведено моделирование отдельных деталей и различных изделий. Предлагаемый автором метод кройки не требует применения сложных формул и дает возможность изготовить элегантную и модную одежду."

Да, именно отсутствие сложных формул, очевидно, и сделало эту систему столь популярной. Мне лично, в свое время эта книжка дала многое в понимании процессов моделирования, которым уделено много внимания на страницах издания.

Что же касается самого конструирования, то  Лин Жак представляет собой промежуточный этап между  системой настоящих замеров и системой  муляжного метода, когда многие вещи достигаются только наколками на фигуре. Муляж - это метод который черезвычайно распространен  в создании одежды "от кутюр", основным хранителем которого была и остается Франция. Кроме того, муляж был практически единственным методом создания конструкций до того, как были созданы системы, основанные на замерах фигуры.

Таким образом, рассказывая о построении  расчетного чертежа, Лин Жак предлагает взять самое минимальное число замеров с фигуры, только основные, самые общие параметры.  Строит чертеж  он при этом на так называемую условно-типовую фигуру.

Знаете, что такое условно - типовая фигура?  Это когда предполагается, что, если, например, грудь имеет столько -то сантиметров, то талия (бедра, шея, и пр) должны иметь столько - то сантиметров...  В то время как перед вами вообще -то стоит реальный человек, у которого эти талию, бедра, шею и пр.  можно просто замерять, а не предполагать.  Я немного утрирую, чтобы ярче донести смысл:  грудь, талию, бедра Лин Жак меряет, но не меряет мное другое, что тоже подлежит замерам.

Ну так вот, Лин Жак очень многое предполагает  и делая чертеж, комментирует: " ну а это  вы отсмотрите на примерке". 

 Он рассказывает как изменить исходное лекало под свои "недостатки": сутулая фигура, большая - маленькая грудь, живот...

Но, это надо какое мужество иметь, во-первых расписаться в своих "недостатках", а во-вторых: сутулость сутулости  - рознь, груди и животы бывают совершенно различными. Внеся сначала некоторые изменения в лекало от  условно - типовой, Лин Жак, повторяю, предлагает смотреть на примерке, на фигуре.

Жаль, что нигде нет информации о самом Лин Жаке. Сколько ему лет, жив ли он еще?  Лаконичные конструкции сегодняшней моды можно полностью расчитать на столе, подробно замеряя фигуру,  муляжный метож для этого совсем не обязательно использовать. Муляж хорош для создания фантазий ных платьев с драпировками. Например, сегодняшние свадебные платья в своей отделке создаются часто за счет муляжа, в то время как основная, несущая кнструкция все равно может быть полностью расчитана заранее.

2. М. Мюллер и сын. Техника кроя

В годы моего обучения в институте ни о Мюллере, ни тем более о его сыне ничего у нас не было слышно.  Система эта в русскоязычном пространсте  стремительно набрала обороты в последние лет 10: издано множество книг по разным видам швейных изделий, система официально преподается теперь в ВУЗах, журнал "Ателье" - журнал для профессионалов моды, постоянно освещает эту систему на своих страницах.

 Поинтересовавшись историей вопроса, узнаю, что: "на рубеже веков (имеется в виду рубеж 19 и 20 столетия) была не единственной системой кроя, но одной из самых успешных. Она получила всеобщее признание, а Михаэль Мюллер(1852 - 1914, Германия, Мюнхен) стал непревзойденным консультантом в мире профессионального кроя."

Иду на официальный сайт и узнаю, что пишут о Мюллере на его родине. Оказывается, что созданная более 125 лет назад система и амбициозно названная автором "Система будущего" полностью оправдала свое название -  сегодня в мире 70% всех используемых в  швейном производстве, а так же в других предприятиях моды, лекал, создано на базе системы " Мюллер и сын". Лекала этой системы лежат так же в основе компьютерного конструирования и систем автоматизированного производства (САПР).

М.Мюллер заполнил пустоту, которая царила на рубеже веков в умах  производителей одежды, впервые заложив основы ясного кроя.Он учил точному учёту  анатомических особенностей фигуры при снятии мерок. Его система делит тело на сегменты и переводит особенности фигуры в измерения длины и ширины. Она строится на методике пропорционального расчета, которая учитывает различные отклонения фигуры от стандарта.

Что это дает нам, индивидуальным потребителям? Как видим в системе опять заложено понятие некого стандарта и отклонений от него. Кроме того в системе заложен пропорциональный расчет, а это значит, что некоторые вещи опять просто  предполагаются,  как и у Лин Жака. Метод наколки здесь совсем не используется.

 Конечно, для промышленности это все  - незаменимый вариант! Можем и мы воспользоваться им, тем более книги от Мюллера очень широко изданы и в них так же  расмотрены вопросы моделирования современных моделей одежды.

Воспользовавшись ими, будьте готовы так же многое отсматривать на примерках, а исходные расчеты не так просты, как у Лин Жака, но и не до такой степени сложны, как были  у нас в институте, в прошлом. Хотя я подозреваю, что, если история вопроса, столь стара, то в основе нашего прежнего официального  конструирования скорее всего тоже лежала система Мюллера, хотя на это нет нигде никаких прямых указаний.

3. Крой по Злачевской

  Галия Злачевская разработала авторскую методику конструирования одежды " Генетика кроя". В Казани создала Центр конструирования и дизайна о     дежды  "Галия". Уникальность методики в строгом учете индивидуальных особенностей при построении выкройки. Процесс — сложнее, но результат того стоит: идеальная посадка и минимум примерок!

У Г.Злачевской выпущено несколько книг, которые  можно купить повсеместно, сделаны обучающие касеты, она ведет рассылку в рунете о своей методике, центры "Генетики кроя" есть во многих городах, кроме Казани, ведутся семинары.

 Уже только прочитав названия книг, видишь, что дело наконец-то гораздо ближе  к телу  к интересующей нас теме!  Наконец -то можно облечь драгоценные формы без подгонок и примерок, как обещают заголовки, или по крайней мере с минимумом примерок, как написано на официальном сайте, ведь здесь идет речь о строгом учете индивидуальных особенностей.

 Г.Злачевская, кроме обычного сантиметра, использует специальную линейку собственного изобретения для измерений  фигур (линейка Злачевской): измеряются не только объемы, но рельефные особенности  фигуры, записанные в виде чисел Х и У в двумерной системе координат.

 Расчеты не так просты и, в них иногда используется правило золотого сечения,  и как прямо  отмечено у самого автора, система - сложнее, но освоившему ее, думаю, воздастся, тем более Галия Мансуровна очень много внимания уделяет по ходу дела  пояснениям, куда лучше относить различные конструктивные швы при различных типах фигур, чтобы добиться оптимального оптического эффекта. Такие знания нарабатываются только в результате долгой практики с различными фигурами, так что это дорогого стоит. Т.е вопросы моделирования здесь тоже имеют место.

 От себя лично только замечу, что примерки все таки необходимы в любом случае, и не вижу ничего особенного в их наличии. Дело в том, что как бы замечательна не была  какая-нибудь методика, вы от неопытности можете, например, не совсем правильно дать прибавки к исходному лекалу, да и разные материалы, тем более сегодня много новых, эластичных материалов, требуют своего подхода к прибавками, типичные методы там не проходят. Увидеть все это вам поможет только примерка.

 Скорее всего в методике идет речь о том, что не надо будет не то, чтобы не делать примерок совсем, а что на них вам не надо так мучительно делать подгонки, как например  при использовании системы Лин Жака.


 4. Система кроя ЛЮБАКС

Было время, еще в Советском Союзе, когда метод этот популяризировался по центральному телевидению. Но время передачи было столь мало, что понять суть методики было   непросто. Купить книгу Любови Аксеновой а так же авторские видео-лекции по крою и шитью, если я правильно понимаю (если нет, кто знает - исправьте меня) можно только в школе ЛЮБАКС, т.е их нет в свободной продаже. Таким образом, я знаю о системе только по наслышке и сейчас черпаю из того, что можно найти в интернете.

На официальном сайте  авторской школы сказано, что с помощью этого метода учатся измерять фигуры визуально, не прикасаясь к фигуре, кроить и шить без примерок, как это делали старые мастера ранней и поздней готики, рококо, барокко, ампира, модерна и др. стилей, т. е. до появления сантиметровой ленты. Метод базируется на основах сакральной геометрии, нормированных параметрах и фотографической памяти.

Читаю дальше, понимаю так, что сакральная геометрия - это  канон строения человеческого тела  по Леонардо да Винчи, т.е идея золотого сечения. Полагаясь на него, в основу метода Любакс положено понятие "норма", обозначаемая буквой N. Норма служит удобным инструментом для математической записи лекал и является, всего лишь, внутренним мастшабом человека.

Норма N, которых выделяют три для каждой фигуры: норма роста , норма груди и норма бедер , объединяет все процессы работы, включая определение расхода материала с учётом экономной раскладки деталей выкройки на ткани, а также создание орнаментов с учётом пропорций конкретной фигуры, реставрация и воспроизведение работ старых мастеров с учётом свойств современных тканей.

Заслугой Любови Яковлевны является так же, представленный в книге "Крой без тайн" большой набор готовых схем-выкроек, записанных в нормах, которые позволяют создавать одежду практически всех известных покроев, включая исторические костюмы.

 Что касается фотографической памяти, то в школе предполагается развивать ее до виртуозности.

По собственному опыту могу сказать, что когда много работаешь с фигурами, все равно какой методикой, то память, которая здесь названа фотографической, равивается автоматически. Т.е со временем вы, кроме записанных мерок имеете в голове "оттиск" с фигуры. Для этого достаточно бывает ненавязчиво осмотреть человека в целом, немного со стороны. Иногда я забывала снять какие-то мерки, но "оттиск" фигуры в памяти позволял без проблем внести в построение недостающие элементы, потому что я знала к чему надо стремиться. "Оттиск" нужен для того, чтобы запомнить примечательные стороны фигуры: высокая - низкая, большая ли грудь,  выступает ли  живот, есть ли сутулость и пр.  "Оттиск" помогает при построении просто прорисовывать многие точки, но чтобы совсем обходиться без замеров, мне это трудно выкройки от любови аксеновой представить, да и зачем?

 Возвращаясь к методу ЛЮБАКС надо добавить, что кроме кроя, Л.Аксенова  известна как автор скоростного шитья без наметки. В чем он заключается,  не могу сказать точно, интернет об этом умалчивает, а большей информации у меня нет. От себя могу добавить, что быстро шить - удел далеко не всех, это очень зависит  от индивидуальных особенностей человека и передаваемо ли это вообще? Кто, может учился у Аксеновой, откликнитесь - будем рады услышат ваши впечатления. Я сама очень многие годы все делала только по наметке и только годы спустя руки до такой степени приучились, что могу делать многое (но не все) на иголках. Это, знаете ли, как у музыкантов: упражнения, упражнения и еще раз упражнения.

---------------------------------------- ---------------

Подводя итоги всему сказанному, могу добавить, что есть сегодня и некоторые другие авторы. Изучить абсолютно все существующее не возможно. Кроме того за годы в профессии я отработала свои навыки конструирования,  которые базированы на том, что казалось мне самым доступным, простым к пониманию и вместе с тем эффективным из тех методик, на которых я училась, и той собственной, личной практики, которую мне довелось иметь в своей профессиональной жизни.

 В своей деятельности я не исхожу не из каких предположений, я не делаю  никаких пропорциональных расчетов, не вывожу никаких зависимостей между мерками, не опираюсь ни на какие эстетические каноны при расчетах. Да и сами расчеты я стараюсь свести к минимуму. Я исхожу из того, что человек - это "объект", который можно замерять. И мерять можно столько, скольно нужно (это не так уж и много на самом деле). При этом я не использую никаких дополнительных приспособлений, кроме обычного сантиметра.  У вас не может быть фотографической памяти на первых порах освоения и поэтому измерять фигуру  - дорога к  понимаю.  Я не усложняю расчеты, полагая, что взяв  мерки, достаточные для передачи рельефа фигуры, все промежуточные точки можно просто нарисовать.

 Интересно?

20 февраля будет презентировна первая  в целом ряду методичка ПОСТРОЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ ПРЯМОЙ ЮБКИ, о которой  я упоминала уже в материале Как проверить лекало юбки или Первый кирпичик в конструкторском здании. 

Материал будет платным, в отличии от всех выставляемых мною совершенно бесплатно. Но в день презентации будет объявлено несколько стартовых акций в результате которых выигравшие смогут получить методичку бесплатно. Сделите за выходом рассылки!
--------------------------------

Узнайте сейчас: Как жить, чтобы шить, а не шить, чтобы жить.


Закрыть ... [X]

Метод «ЛЮБАКС » Российское НОУ-ХАУ Любовь Аксёновой Как гладить вышивки крестом

Выкройки от любови аксеновой Конструирование по Л. Аксеновой - LiveInternet
Выкройки от любови аксеновой Метод Любакс - Осинка
Выкройки от любови аксеновой 10 идей как сделать коврик своими руками
Выкройки от любови аксеновой Базовый набор лекарств для домашней аптечки
Выкройки от любови аксеновой Выкройка мужского халата. Пошаговое. - Основы кроя и шитья
Выкройки от любови аксеновой Вяжем для Беби Борн- раздел 2 Записи в рубрике Вяжем для Беби
Выкройки от любови аксеновой Вяжем спицами шарф снуд своими руками