Оригами из бумаги для доу

Санкт-петербургская академия постдипломного педагогического образования

Центр дошкольного образования

Тема: «Конструирование из бумаги по технике оригами с дошкольниками»

Зачётная работа слушателя КПК «Становление профессиональной деятельности воспитателя ДОУ»  Рухловой Надежды Геннадьевны,

Детский сад № 95 Невского района

Санкт-Петербург

2008 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вступление        3

Назначение оригами в работе с дошкольниками        3

Материалы и инструменты для занятий оригами        5

Основы техники оригами        6

Этапы обучения дошкольников конструированию по технике оригами        8

Конспект занятий для II-ой младшей группы        9        

Литература        10

ВСТУПЛЕНИЕ

Оригами как способ создания из бумаги разнообразных поделок зародилось в Японии более тысячи лет тому назад, но об истории происхождения этого искусства почти ничего не известно. В переводе с японского «ори» означает «сложенный», а «ками» - «бумага», «бог». Можно предположить, что в далекой древности человек, творивший из бумаги, уподоблялся Богу – творцу Всего из Ничего, и изготовление красочных фигурок не было для него только забавой или увлечением, а являлось священным ритуальным действием, результат которого – бумажная фигурка – был самым желанным даром для множества богов на протяжении столетий. Ими украшали статую, чтобы задобрить богиню, попросить у неё покровительства.

Утратив со временем  свое религиозное предназначение, оригами стало частью японских традиций, обычаев, украшением быта, народных праздников, карнавальных шествий. Япония объявила оригами своим национальным искусством, и каждый уважающий себя японец мастерит фигурки чуть ли не с трех лет. Это искусство, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах.

Знаменитые бумажные журавлики, выполненные способом оригами, стали символом движения против атомной войны. Этих журавликов делают дети всего земного шара и присылают японским сверстникам, выражая тем самым свою солидарность в борьбе за мир. И каждый год в честь международной акции «Волна мира» в небо Хиросимы взлетают сотни тысяч бумажных журавликов. А как вечный символ протеста против войны возвышается журавлик на памятнике в мемориальном парке Мира в Хиросиме.

Оригами не только интересно и увлекательно, но и очень полезно для детей-дошкольников благодаря своему многостороннему влиянию. Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги.

НАЗНАЧЕНИЕ ОРИГАМИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Этот вид искусства благоприятно влияет на развитие мелкой моторики и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, логика, воображение, а, следовательно, на развитие интеллекта в целом, в том числе и на развитие речи.

Но развитие умственных способностей – не единственное назначение оригами в работе с дошкольниками. В процессе занятий и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие другие задачи обучающего и воспитательного характера.

Дошкольников привлекает возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, театральных инсценировках, оформлении группы или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, друзьям, воспитателям.

Ребенок радуется тому, что сделанная своими руками игрушка оживает: лодочка плывет в ручейке, самолетик летит по воздуху, цветы украшают праздничный стол и т. д. Так в процессе создания поделок из бумаги дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, видят их по другому, подчеркивая красоту и передавая её в изобразительной деятельности.  

Спецификой искусства оригами является то, что при обработке материала (бумаги), получаемые поделки часто лишь отдаленно напоминают те или иные предметы, объекты и ребенок вовлекается в активную творческую деятельность, он начинает раскрашивать свою игрушку, рисовать глазки, ротик, приклеивает перья, гребешок, украшает и совершенствует свою поделку, стремится сделать её наряднее и привлекательнее. Одновременно изменяется и отношение детей к поделкам, они стараются обращаться с ними бережно, аккуратно, чтобы сохранить для других игр и занятий.

Таким образом, занятия оригами:

- развивают творческое воображение, фантазию и художественный вкус детей;

- формируют бережное отношение к предметам и материалу (бумаге), привычку содержать в порядке рабочее место;

- способствуют формированию добрых чувств ко всему живому и своим близким, дают возможность выразить эти чувства, а, следовательно, помогают взаимодействию с семьёй;

- дисциплинируют, способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности детей;

- влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;

- позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности:

  1. конструктивные – при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединенных с помощью клея;
  2. изобразительные – за счет частичной или полной дорисовки деталей, использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета;
  3. творческие – оригинальное применение известных моделей; изобретение вариаций на классические модели; изобретение своих фигурок;
  4. оформительские – оформление открыток, помещений к празднику;
  5. театральные – обыгрывание сложенных моделей, инсценировка с их помощью сюжетов произведений детской литературы.

Складывание фигурок можно сопровождать познавательными рассказами различной направленности.

 Создавая бумажные модели, ребенок знакомится с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией и т. д. (иногда на это стоит специально обратить его внимание), закрепляет сведения об их строении (стороны, углы, вершины и т. д.), узнает признаки их сходства и различия; учится легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, узнает многое другое, что относится к геометрии и математике.

Кроме того, дети знакомятся с традициями Японии – родины оригами, - осваивая азы техники складывания, которая считается традиционной в Стране восходящего солнца. При изготовлении некоторых классических фигурах дошкольники узнают о конкретных обычаях, существующих в Японии. Например, что в каждом доме у японцев обязательно есть шар, сделанный своими руками, «Касудама», - шар, приносящий счастье, как ласково называют его японцы. Таким образом, занятия оригами несут в себе культурологические сведения.

При складывании фигурок воспитатель может сообщать детям информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных и цветов. Это очень важно потому, что отношение к природе, сложившееся в детстве, останется навсегда, поэтому необходимо с малых лет воспитывать дружелюбное и в то же время осторожное отношение к животным, неравнодушие к их бедам, нетерпимость к жестокому обращению.

Для своей работы я выбрала тему конструирования из бумаги по технике оригами потому, что она интересна мне, моим детям и моим воспитанникам. Все они, без исключения, быстро и охотно включаются в работу на занятиях, а после выполнения задания очень эмоционально реагируют на результат своего труда – бумажную поделку. Маленькие творцы с удовольствием демонстрируют её своим родителям, бабушкам, братьям и сёстрам, погружают их в это увлекательное занятие и с гордостью несут из дома поделки сделанные вместе с мамой.    

 Таким образом, становится понятно, что занятия по технике оригами могут оказать неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, помогут воспитателю найти контакт с ребенком и наладить сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ОРИГАМИ

Основной материал для занятий оригами – бумага ярких цветов и различного качества. На занятиях дошкольников можно познакомить с разнообразными видами бумаги (рисовальная, чертежная, оберточная, гофрированная, писчая и др.), научить определять её качество. Дети узнают, что бумага бывает не только всевозможных цветов, но и различной по фактуре: блестящей, глянцевой, матовой, гладкой, шероховатой, тонкой, толстой на ощупь, плотной или рыхлой на разрыв, промокательной и водонепроницаемой. Бумагу выбирают определенного тона в зависимости от того, что решено сделать, чтобы цвет конкретизировал образ предмета или объекта: например, лису, белку складывают из оранжевой бумаги, а для зайца берут белый (зима) или серый (лето) цвет. При изготовлении жирафа или тигра для выражения характерных особенностей окраски этих животных бумагу можно подготовить заранее, нарисовав на ней коричневые пятна или полоски. Также можно задекорировать бумагу под мрамор или другие поделочные камни. Для этого масляную краску разбрызгивают на поверхности воды, налитой в плоскую посуду, так, чтобы образовалась сплошная пленка. Затем на пленку осторожно кладут лист бумаги, снимают его и просушивают. Сам процесс создания пленки можно организовать как творческую работу детей. Декорируют бумагу и способ набрызга жидкой краски. Бумагу рекомендуется хранить в папках, отобрав её по цвету и рисунку. Нельзя скручивать бумагу, т. к. она труднее поддается обработке, что снижает интерес дошкольника к работе и ведет к небрежному выполнению задания. Воспитатель своим примером приучает ребенка к порядку, бережному отношению к материалу, аккуратному и экономичному его использованию.

Для занятий также понадобятся следующие материалы и инструменты: ножницы, клей, кисточки, подставка для кисточек и ножниц, подстилка для работы с клеем, коробка для обрезков, чистая салфетка.

Ножницы подбирают с закругленными концами и разработанными рычагами. Воспитатель должен внимательно следить за детьми, когда они работают с ножницами. Детей надо учить соблюдать осторожность, не размахивать ножницами, не играть, не разбрасывать, убирать рабочее место.

Кисти и клей могут понадобиться, если некоторые части поделок склеиваются или если вся поделка будет использована для создания панно.

Таким образом, наличие необходимых материалов для конструирования, их высокое качество, разнообразие способов получения бумаги позволяют создать благоприятные условия для овладения детьми приемами изображения, что определяет основы формирования художественно-творческих способностей дошкольников.

ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ОРИГАМИ

Прежде чем приступить к занятиям оригами с детьми, педагог должен освоить основы техники складывания бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складыванием классических моделей. Это не представляет большого труда, т. к. информацию можно легко найти в литературе по оригами, где всё описано доступным и понятным языком и иллюстрировано подробными схемами.  

Большинство игрушек создают из цветной бумаги квадратной или прямоугольной формы, применяя в определенной последовательности сгибания заготовки. При складывании сначала бумагу перегибают на столе от себя ровно пополам (поперек или по диагонали) так, чтобы точно совпали углы и стороны противоположных частей заготовки. Затем сгиб проглаживают ребром ладони, а потом ногтем большого пальца правой руки от середины к краям с одной и другой стороны, придерживая бумагу левой рукой. Полученная заготовка называется базовой формой и служит основой для дальнейшего сгибания бумаги по прямым или диагональным линиям в соответствии с характером изображения.

Некоторые базовые формы-заготовки:

«Книжка»

«Косынка» («Треугольник»)

«Воздушный змей» («Мороженое»)

«Блинчик»

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КОНСТРУИРОВАНИЮ ПО ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ

Цель: объединить усилия детского сада и семьи в разностороннем развитии детей при помощи искусства оригами.

Задачи:

        - научить детей конструировать по технике оригами;

- развивать воображение, фантазию и художественный вкус детей;

- формировать бережное отношение к предметам и материалу (бумаге), привычку содержать в порядке рабочее место;

- воспитывать дисциплинированность, усидчивость, аккуратность, целеустремленность детей;

- влиять на формирование самостоятельности, уверенности в себе, инициативы;

- расширять представления детей о разнообразии животного мира, активизировать их познавательную и речевую активность;

- развивать эстетическое восприятие, умение компоновать готовые оригами в панно, учить наслаждаться красотой и дарить её другим.

Формы педагогического взаимодействия:

        - регламентированная деятельность (организованное занятие);

        - совместная деятельность воспитателя и детей;

        - совместная деятельность детей и родителей;

        - индивидуальная работа детей.

Начальный этап обучения

1. Знакомство детей с искусством оригами (чтение книги, показ фильма, мультфильма, игры «Кто пришёл к нам в гости», «Волшебное превращение» и т. д.).

2. Изготовление простейших базовых форм из бумаги по технике оригами («книжка», «конфетка», «мороженое» и др.)

3. Подготовка места к выставке будущих поделок оригами.

4. Проведение родительского собрания с целью ознакомления и привлечения родителей к участию в  процессе обучения детей технике оригами, а может быть и самих родителей.

Основной этап обучения

1. Чтение, разучивание стихов о животных, насекомых и цветах.

2. Экспериментирование с бумагой.

3. Изготовление простейших поделок из бумаги по технике оригами в виде животных и презентация их на выставке.

4. Театрализованные игры с поделками оригами.

5. Изготовление панно с использованием поделок оригами (выбор композиции, изготовление поделки оригами, компоновка его на фоне, дорисовка деталей, оформление композиции дополнительными наклейками).

6. Изготовление подарочных и поздравительных открыток.

7. Отгадывание загадок с помощью поделок оригами.

8. Ролевые игры с поделками оригами (придумывание сюжета, имен, передача настроения и характера героя и т. д.)

9. Проведение экологических занятий с использование поделок оригами.

10.  Выполнение домашних заданий вместе с родителями.

Заключительный этап

1. Подготовка к конкурсу «Мама, папа, я – волшебная семья» (украшение группы, дети дома изготовляют с родителями поделки оригами и приносят их в группу на выставку).

2. Проведение конкурса.

3. Вручение грамот победителям, а ими являются все дети т. к. они прикоснулись к волшебному миру оригами, а значит, сами стали волшебниками.

 

   

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ II-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Изготовление простейшей базовой формы оригами «Конфетка» и компоновка с её использованием простейшего панно «Угостили слоника конфеткой»

Цель: научить элементарной технике оригами, складывать квадрат пополам по диагонали, находить середину квадрата, сгибать противоположные углы квадрата к середине, тренироваться аккуратно приклеивать работу на панно.

Материалы: квадраты разноцветной бумаги 15х15 см., клей, картон, картинка слоненка.

Ход занятий:

-Ребята! Посмотрите, кто пришёл к нам в гости?! Это слонёнок Тимоша и его друзья. Они ужасные сладкоежки и обожают конфеты. Давайте угостим их конфетками.

- А у нас нет конфет.

- А посмотрите ребята, что за разноцветные веселые квадратики из бумаги лежат у вас на столе? Давайте поиграем в кондитеров и сами сделаем из них конфеты для наших гостей?

- Давайте!

- Выбирайте, у кого какая будет конфета? Яна, какую ты хочешь конфетку сделать для слоника?

- Клубничную!

- Молодец! Тогда какого цвета квадратик тебе нужен?

- Красного!

- Умница, возьми, пожалуйста! А ты, Серёжа, какую будешь конфетку делать?

- Шоколадную. Значит, мне нужен коричневый квадратик.

- А мне нужен оранжевый, я буду апельсиновую конфету делать.

- Молодцы ребята! Все готовы к приготовлению конфет?

- Да! Да! Да!

- Тогда начинаем! Положите квадратик на столе перед собой так, чтобы его уголочек смотрел на ваш животик, а теперь согните его пополам от себя так, чтобы два уголочка встретились (показ). У всех получилось?

- Да!

- А теперь разверните. Что у нас получилось, Саша?

- Полоска осталась.

-Правильно, это линия сгиба, она как дорожка, по которой уголки могут ходить друг другу в гости. Вот и решил другой уголок по этой дорожке пойти в гости к своему соседу. Давайте ему поможем?!

-Давайте!

(Показ).

- Погостил один уголок у другого и домой пошёл (развернули заготовку) (показ). Что теперь у нас получилось, Дима?

- Ещё одна дорожка осталась.

- Правильно! Теперь у нашего квадратика две линии сгиба, две дорожки, а там где эти дорожки пересекаются это середина нашего квадратика. И решили два уголка пойти погулять по дорожке, очень она им понравилась, ровненькая, аккуратненькая. Шли, шли и встретились они на пересечении двух дорожек, т. е. на середине квадратика (показ). Теперь ваши уголки тоже пойдут на прогулку, а у кого заблудятся, я им помогу встретиться. У всех уголки встретились?

- Да! Да! Да!

- А из нашего квадратика, смотрите, что получилось?

- Конфетка!

- Да! Вы справились с ролью кондитеров прекрасно! Давайте теперь угостим слонёнка Тимошу нашими конфетками (приклеим на панно). Если бы он умел говорить, он сказал бы вам «Спасибо, ребята!». Давайте покажем нашим мамам и папам, кто к нам приходил сегодня в гости, что мы  сделали и чем угощали наших гостей.

Литература

1. З. А. Богатеева «Чудесные поделки из бумаги», Москва, изд-во «Просвещение», 1992 г.

2. Г. И. Долженко «100 оригами», Ярославль, изд-во «Академия развития», 2000 г.

3. С. В.  Соколова  «Оригами для дошкольников»,  Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2001 г.

4. С. В. Соколова «Оригами для старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2001

 


Закрыть ... [X]

Оригами, конструирование из бумаги. Конспекты Малыш и зайка схема для вышивки

Оригами из бумаги для доу Оригами для детей и начинающих Оригами
Оригами из бумаги для доу Оригами для детей Планета Оригами
Оригами из бумаги для доу Оригами
Оригами из бумаги для доу Cached
Оригами из бумаги для доу Более 25 лучших идей на тему «Шапочки для девочки» на Pinterest
Оригами из бумаги для доу Вышиваем крестом, полукрестом, петитом - Виды