Мастер класс по коррекционной работе

Мастер-класс «Работа с детьми c ОВЗ»

Цель: привлечение внимания учителей школ к проблемам инклюзивного образования.

Задачи:

1. Создать условия для привлечения внимания к детям с ограниченными возможностями здоровья;

2. Привлечь внимание и заинтересовать в поиске возможных решений проблемы инклюзивного образования;

3. Познакомить с индивидуальной образовательной программой.

Участники: учителя школ.

Ожидаемый результат:

Осознание и принятие основных принципов инклюзивного образования участниками и гостями мастер-класса, понимание значимости поставленной проблемы:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Здравствуйте, уважаемые участники мастер-класса. На нашей планете Земля живёт много семей. Все семьи разные. Но где-то  есть семья, которая заселила, целую деревню. В этой семье были молодые и зрелые, богатые и не очень, здоровые и инвалиды. Но никто и никогда не слышал, что бы в этой семье были ссоры, драки, обиды друг на друга. Жители соседних деревень не понимали, почему в этой семье нет раздора. С этим вопросом они обратились к старейшине семьи. На что он ответил: «В нашей семье главное – это любовь, уважение, доброта и взаимопонимание. Мы всё делаем вместе. И девиз нашей семьи: «Мы вместе!»

Школа – это тоже одна большая семья. И в этой многодетной семье много разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому нам, людям, в чьих руках находится детство, очень важно научить детей уважению, взаимопониманию, добру, любви ко всем без исключения, чтобы сделать нашу большую семью счастливой… Что бы мы всегда могли сказать: «Мы вместе! Мы счастливы! »

Давайте сделаем первый шаг навстречу взаимопониманию. Перед собой вы видите нитки мулине и ножницы, из них мы будем изготавливать куколок. С давних времен куклы использовались для игры, в качестве оберегов, но мы найдем им иное применение.

Я свяжу тебе жизнь
Из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь,
Не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь,
Где узором по полю молитвы —
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви.
Я свяжу тебе жизнь
Из веселой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь:
Чтоб связать тебе жизнь
Я тайком распускаю свою.

Вот так и мы, ради жизни близких людей готовы на любые жертвы, ради детей, какими бы они не были, но это наши дети и они заслуживают счастья.

На последнем этапе изготовления ведущий предлагает участникам придумать характер и историю своей кукле, наделить ее качествами толерантной личности, основываясь на цвете ниток, своих впечатлениях, жизненном опыте.

Первым о своей кукле рассказывает ведущий, например:

- Мой человечек появился на свет из пряжи ярко-желтого цвета, он такой же жизнерадостный и яркий, самое главное его качество – это оптимизм и жизнелюбие.

Далее каждому участнику предлагается представить своего человечка, последним выступает заранее подготовленный участник (он изготавливает куклу с одной рукой) и дает описание:

- Мой человечек появился на свет из ниток  синего цвета, он инвалид, но обладает качествами очень сильной личности и огромной силой духа…

II блок.

Скажите, пожалуйста, как вы считаете:

- Имеют люди с ограниченными возможностями здоровья право равноценного существования в обществе?

В России десятилетиями сложилась система по раздельному обучению здоровых детей и ребят с ограниченными физическими возможностями. Для детей с инвалидностью созданы специализированные профилированные по заболеванию школы. У такой системы есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, в этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги.

Но во многом из-за обособленности специальных коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В нашем обществе, к сожалению, за долгие годы сложилось убеждение, что инвалид – не такой, а может быть, даже опасен. Но ведь инвалид инвалиду - рознь. Конечно, речь не идет о тяжелых случаях, понятно, что, например, детей с серьёзным отставанием в развитии, слепых, глухих, немых одинаковыми методами и по одной программе со здоровыми детьми невозможно. Но если это несущественный дефект, который не мешает ребенку учиться среди здоровых детей, не лучше ли его отдать в обычную школу. 

Альтернатива такой системы – инклюзивное образование, совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и здоровых детей в обычных, общеобразовательных школах. 

- Что дает инклюзивное образование?

Успех совместного обучения несет в себе много радости – как для самих особых детей, так и для их родителей, для которых школьная успешность их ребенка – это прорыв на пути к нормализации жизни семьи и ее социальной адаптации в обществе.

Для здоровых детей присутствие в классе «особых» учеников дает возможность обрести опыт толерантности, внимательного отношения и заботы к другим людям

- Готово ли современное общество к принятию людей с ограниченными возможностями и внедрению инклюзивного образования?

Центром социальной политики и гендерных исследований был проведен опрос среди разных групп населения, чтобы выяснить, насколько готово общество к образовательной инклюзии (совместное образование). Оказалось, что большинство россиян, как инвалиды, так и относящие себя к здоровым людям, считают, что обучение детей-инвалидов должно проходить именно в специализированных школах – так считает около 62 процентов всех опрошенных. Причем больше всего сторонников такого раздельного обучения – это инвалиды по слуху и инвалиды по зрению. А вот каждый четвертый инвалид с нарушением опорно-двигательной системы допускает и даже приветствует совместное обучение в общеобразовательных школах. 

- Какие условия необходимо создать  для внедрения инклюзивного образования?

Например, совершенствование материально – технической базы, создание программ для работы с детьми с ОВЗ, повышение квалификации педагогов для работы с детьми с ОВЗ и т.д.

И последний вопрос:

- Как вы думаете, мы должны помогать этим людям?

Конечно, ДА! Я очень рада и благодарна вам за то, что наше мнение не разделилось. Только вместе мы можем справиться с поставленными задачами

III блок.

             Итак, в настоящее время все чаще в педагогической практике стало появляться понятие «инклюзивное образование». В большинстве случаев под ним понимается обучение детей-инвалидов в массовой школе. Однако если обратиться к толкованию понятия, то мы увидим несколько другой смысл. Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

               В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей — обеспечивается равное отношение ко всем людям, но создаются особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.

Нужно понимать, что инклюзия – не только физическое нахождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Это изменение самой школы, школьной культуры и системы отношений участников образовательного процесса, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком.

        Особую роль в процессе обучения детей с ОВЗ играют взаимоотношения между педагогами и родителями. Родители лучше знают своего ребенка, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить от них ценный совет. Сотрудничество учителей и родителей поможет посмотреть на ситуацию с разных сторон, а, следовательно — позволит взрослым понять индивидуальные особенности ребенка, выявить его способности и сформировать правильные жизненные ориентиры.

Сегодня среди учителей массовой школы довольно остро стоит проблема отсутствия необходимой подготовки к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов.

В зависимости от степени возможностей и потребностей образования существуют разные варианты включения (интеграции) ребенка с ООП в образовательный процесс.

Варианты инклюзивного образования

Варианты

инклюзивного

образования

Описание

Правила

комплектования

Дозировка времени

включения

Постоянная, полная интеграция

Эффективна для тех детей с ООП,

чей уровень психофизического и

речевого развития соответствует

или приближается к возрастной

норме, кто психологически готов к

совместному со здоровыми сверстниками обучению

Дети с отклонениями

в развитии по 1-3 человека включаются в общеобразовательные

классы

Дети в течение дня

находятся с нормально развивающимися

детьми

Постоянная, неполная интеграция

Эффективна тем, кто способен

наравне со своими сверстниками овладевать лишь небольшой частью

необходимых умений и навыков,

проводить с ними только часть

учебного и внеклассного времени.

1/3 – дети с ограниченными

возможностями здоровья

Часть учебного времени, коррекционные часы,  внеклассные

мероприятия

Временная, ча-

cтичная интегра-

ция.

Учащиеся с ООП объединяются с

нормально развивающимися детьми для проведения совместных

мероприятий.

Не реже 2-х раз в ме-

сяц

Эпизодическая

интеграция

Смыслом данной интеграции является целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с

сочетанными нарушениями развития со сверстниками (праздники, конкурсы, выставки детских работ, кружки и т.д.) в рамках взаимодействия образовательных и межведомственных учреждений.

Если учреждение

ограничено в возможностях проведения

целенаправленной работы по совместному

воспитанию и

обучению

По приглашению

Дистанционное

обучение

Целью дистанционного обучения является предоставление детям инвалидам возможности получения образования по индивидуальной программе на дому. Является инклюзивной в сочетании с временной частичной или эпизодической инклюзией.

Согласно установленному расписанию.

Частичная и временная формы рассматриваются как переходный этап на полную форму обучения. Любой предложенный вариант предполагает: психолого-педагогическое сопровождение: индивидуальные и подгрупповые занятия со специалистами – дефектологами (при наличии) и психологами; выбор пакета коррекционных курсов (элементов коррекционных курсов для сопровождения на занятиях) в соответствии с инклюзивным компонентом образовательного учреждения МОС. Данное направление направлено на компенсацию нарушений у детей с ООП и предоставления равных стартовых возможностей для всех обучающихся при включении в общеобразовательный процесс.

I Vблок

Для каждого ребенка с ОВЗ составляется индивидуальная образовательная программа (ИОП). Её основная цель - построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей. Рассмотрим этапы и особенности работы над индивидуальной образовательной программой.

Диагностика

На данном этапе осуществляется:

  1. организация диагностической работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения;
  1. подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Основные задачи комплексной диагностики заключаются в определении образовательных потребностей ребенка и его возможностей, на которые можно опереться в первую очередь; а также выяснении актуальных направлений деятельности учителей и специалистов.

Разработка ИОП

Данный этап включает:

  1. проектирование необходимых структурных составляющих программы;
  1. формулирование ее цели (совместно с родителями!);
  1. определение круга задач в рамках реализации программы;
  2. определение содержания коррекционного, образовательного компонентов;
  1. планирование форм реализации разделов программы; определение временных границ реализации ИОП;
  1. определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности;
  1. определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы.

Реализация

Этот этап направлен на:

  1. организацию деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с программой и планом;
  1. планирование и проведение уроков с учетом задач ИОП;
  2. адаптацию содержания учебных материалов и пособий, подбор дидактических материалов;
  1. введение различных форм взаимодействия на уроке с использованием поддерживающих стратегий;
  1. организацию мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка;
  1. организацию мониторинга эффективности коррекционной работы.

Работа в группах по разработке ИОП

В каждой группе есть примерные бланки по разработке индивидуальной образовательной программы. Каждая группа в течение 10-12 минут работает по заполнению одного раздела программы. Потом совместное обсуждение по разработке ИОП. Домашнее задание доработать индивидуальную образовательную программу.

Заключительный этап.

И в конце я хочу рассказать вам притчу.

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Да, я не смогу помочь всем, но эту звезду я могу сделать счастливой!

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.

Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми.

Интернет-ресурсы:

http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-yeksklyuzivnomu-obrazovaniyu-v-do-my-vmeste.html

http://nsportal.ru/martynenko-o-a

http://newsland.com/community/3607/content/1271892

Материалы вебинара «Обучение детей с особыми образовательными потребностями»

Литература:

Специальные образовательные условия инклюзивной школы/ Семаго Н. Я.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014

Сборник «Инклюзивное образование в России»- Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011 г.

Инклюзивное образование/сост.: М.Р. Батятова;-М.: Классное руководство и воспитание школьников; 2015

Инклюзивное образование в схемах и таблицах. Методическое пособие./ Медова Н. А.- Томск, 2012

Основные педагогические технологии инклюзивного образования-  М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013


Закрыть ... [X]

Мастер-класс «Использование мнемотехники в коррекционной Сшить сарафан без выкройки трикотаж

Мастер класс по коррекционной работе Мастер-классы педагогов и представление педагогического
Мастер класс по коррекционной работе Мастер-класс «Коррекционная работа по развитию мелкой
Мастер класс по коррекционной работе Мастер-класс «Театральные техники в психолого
Мастер класс по коррекционной работе Мастер-классы - Центр развития ребенка РОСТОК
Мастер класс по коррекционной работе Азбука вязания: Узор Кукурузка Спицами Схема Видео
Мастер класс по коррекционной работе Вязание шарфа спицами
Мастер класс по коррекционной работе Вязаные шарфы спицами Записи в рубрике вязаные шарфы
Мастер класс по коррекционной работе Герберы из бисера мастер-класс